МОУ "Новоигирменская СОШ №1"
Новая Игирма, Иркутская область, Нижнеилимский район
  • Буллинг и сталкинг

    Изображения.

    Что такое сталкинг и буллинг

    сталкинг и буллинг, разница между сталкингом и буллингом, виды психологического насилия, преследование и буллинг, последствия буллинга, сталкинг и его последствия, борьба с буллингом, профилактика сталкинга, психологическое давление

    Сталкинг и буллинг – два понятия, которые отражают разные формы агрессивного поведения, однако они пересекаются в ряде характеристик и оказывают схожее воздействие на жертву. Эти явления являются не только актуальной проблемой современного общества, но и важными категориями для понимания природы психологического насилия и его последствий. При анализе этих феноменов важно понимать, что, хотя сталкинг и буллинг имеют общие черты, такие как навязчивость, направленное воздействие и эмоциональный вред, они всё же различаются по механизмам, намерениям и особенностям взаимодействия между агрессором и жертвой.

    Буллинг чаще всего проявляется в виде повторяющегося психологического, физического или социального давления, направленного на конкретного человека или группу лиц. Основной целью буллинга является унижение, контроль и психологическое подавление жертвы. Чаще всего буллинг наблюдается в школах и на работе, а также может распространяться в социальных сетях, где люди сталкиваются с кибербуллингом. Буллинг почти всегда предполагает непосредственный контакт между агрессором и жертвой, но может иметь и форму психологической агрессии, такой как запугивание, изоляция или распространение слухов. Примечательно, что буллинг может быть, как открытым, так и скрытым, когда агрессор действует за спиной жертвы, создавая ей неблагоприятные условия.

    Сталкинг, в свою очередь, представляет собой навязчивое поведение, которое выражается в преследовании и систематическом наблюдении за жертвой. При сталкинге агрессор часто прибегает к неявным методам воздействия, таким как слежка, навязчивые звонки, отправка сообщений, письма или подарки. Сталкер создает ощущение контроля и всеприсутствия, что вызывает у жертвы страх и тревогу. В отличие от буллингасталкинг может длиться гораздо дольше и порой сложно распознаваем, так как действия сталкера на начальных этапах могут казаться безобидными и даже дружелюбными. Однако при отсутствии взаимного согласия сталкинг перерастает в форму психологического насилия и вторжения в личное пространство жертвы.

    Сходство этих явлений выражается, прежде всего, в их вредоносном характере. И буллинг, и сталкинг оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние жертвы, приводя к стрессу, депрессии, чувству тревоги и даже страху за свою безопасность. Агрессор в обоих случаях сознательно использует власть или чувство превосходства для того, чтобы подчинить или напугать жертву. Для жертв это часто заканчивается снижением самооценки, социальной изоляцией и даже травматическими психологическими последствиями. Оба этих феномена связаны с нарушением границ личности, будь то физические или эмоциональные, что делает жертву более уязвимой и бессильной.

    Однако есть и различия, которые помогают понять сущностные черты каждого из этих проявлений агрессии. Буллинг, как правило, проявляется в общественных местах, среди групп или на рабочем месте, где агрессор стремится унизить жертву перед другими, укрепляя тем самым своё положение в коллективе. В случае буллинга агрессия направлена на то, чтобы вызвать чувство стыда и позора у жертвы. Сталкинг, напротив, часто имеет личный характер, а агрессор может находиться в постоянном наблюдении за жертвой, не ставя целью продемонстрировать своё поведение публично. Сталкеру важно вызвать чувство контроля и зависимости, а не унижение.

    Социальные и психологические причины буллинга и сталкинга тоже различаются. В основе буллинга лежит стремление к доминированию, получению власти и контроля в группе. Социальные иерархии и страх быть исключенным из коллектива заставляют некоторых людей прибегать к агрессии, чтобы поднять свой статус или самооценку. Сталкинг же зачастую является проявлением патологической привязанности и желания контролировать другого человека. Сталкеры нередко испытывают дефицит самоконтроля, имеют психические расстройства или трудности в построении нормальных социальных связей.

    Кроме того, сталкинг может представлять собой своеобразную форму навязчивого внимания, когда сталкер убежден, что их действия помогут привлечь внимание жертвы. В то время как буллинг основан на враждебности и открытом унижении, сталкинг чаще всего маскируется под заботу или интерес, что может сбивать жертву с толку и замедлять её реакцию на угрозу. Со временем сталкер начинает воспринимать свою жертву как объект, лишая её самостоятельности и права на личные границы.

    С юридической точки зрения сталкинг часто считается более серьезным правонарушением, чем буллинг, поскольку он нарушает права на неприкосновенность частной жизни. Во многих странах существуют законы, запрещающие сталкинг и предоставляющие жертвам юридические средства защиты. Буллинг же, хотя и признается формой психологического насилия, редко становится предметом уголовного разбирательства, если только он не приводит к серьёзным физическим или психологическим последствиям. Однако обе формы агрессии наносят серьезный урон психическому здоровью жертв и требуют принятия мер защиты и профилактики.

    Интересно, что современное общество начинает всё больше осознавать важность предотвращения и выявления случаев буллинга и сталкинга. В школах, на рабочих местах и в социальных сетях организуются кампании и программы, направленные на создание безопасной и поддерживающей среды. Например, на рабочих местах всё чаще применяются меры для предотвращения буллинга, такие как конфиденциальные линии помощи, тренинги по конфликтологии и система контроля за поведением сотрудников. В школах проводятся тренинги для учеников, объясняющие, что такое буллинг, и как можно предотвратить агрессивное поведение среди подростков. Законодательные меры, направленные на предотвращение сталкинга, включают в себя введение охранных ордеров и запрет на контакт, что помогает жертвам чувствовать себя более защищенными.

    Таким образом, сталкинг и буллинг, несмотря на их различия, остаются серьёзной социальной проблемой. Понимание того, в чем заключается разница между сталкингом и буллингом, помогает лучше осознать их природу, а также разрабатывать более эффективные способы борьбы с этими формами насилия. Важно помнить, что психологическое воздействие на человека может быть столь же разрушительным, как и физическое насилие. Поэтому развитие культуры осознанности, обучения и поддержки как среди детей, так и среди взрослых является ключевым шагом к созданию общества, где люди чувствуют себя в безопасности и защищены от любых форм преследования и унижения.

    Что такое буллинг — объясняем простыми словами

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

    Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

    Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

    Как выглядит буллинг в школе?

    Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

    • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
    • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
    • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

    Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

    • словесные оскорбления;
    • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
    • отбирают или портят вещи жертвы;
    • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
    • толкают жертву, кидают в неё предметы.

    Чем буллинг отличается от конфликтов?

    Три главных отличия:

    • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.

    • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».

    • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

    Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

    Чем буллинг отличается от розыгрышей?

    Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

    • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.

    • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

    Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?

    • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».

    • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».

    • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.

    • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).

    • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.

    • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?

    • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.

    • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

    Что делать, если мой ребёнок буллит других?

    Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

    Агрессия возникает:

    • из-за сложностей с коммуникацией,
    • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
    • из-за давления учителей,
    • из-за возрастного или личностного кризиса.

    В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

    Что поможет:

    • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».

    • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).

    • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.

    • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

    Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?

    Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

    Что поможет:

    • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.

    • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.

    • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

    Что такое кибербуллинг

    Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

    Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

    Формы кибербуллинга:

    • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.

    • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.

    • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.

    • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.

    • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

    Информация для родителей

    Информация для обучающихся

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

    Полезная информация

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике