Буллинг и сталкинг

Что такое сталкинг и буллинг
Сталкинг и буллинг – два понятия, которые отражают разные формы агрессивного поведения, однако они пересекаются в ряде характеристик и оказывают схожее воздействие на жертву. Эти явления являются не только актуальной проблемой современного общества, но и важными категориями для понимания природы психологического насилия и его последствий. При анализе этих феноменов важно понимать, что, хотя сталкинг и буллинг имеют общие черты, такие как навязчивость, направленное воздействие и эмоциональный вред, они всё же различаются по механизмам, намерениям и особенностям взаимодействия между агрессором и жертвой.
Буллинг чаще всего проявляется в виде повторяющегося психологического, физического или социального давления, направленного на конкретного человека или группу лиц. Основной целью буллинга является унижение, контроль и психологическое подавление жертвы. Чаще всего буллинг наблюдается в школах и на работе, а также может распространяться в социальных сетях, где люди сталкиваются с кибербуллингом. Буллинг почти всегда предполагает непосредственный контакт между агрессором и жертвой, но может иметь и форму психологической агрессии, такой как запугивание, изоляция или распространение слухов. Примечательно, что буллинг может быть, как открытым, так и скрытым, когда агрессор действует за спиной жертвы, создавая ей неблагоприятные условия.
Сталкинг, в свою очередь, представляет собой навязчивое поведение, которое выражается в преследовании и систематическом наблюдении за жертвой. При сталкинге агрессор часто прибегает к неявным методам воздействия, таким как слежка, навязчивые звонки, отправка сообщений, письма или подарки. Сталкер создает ощущение контроля и всеприсутствия, что вызывает у жертвы страх и тревогу. В отличие от буллинга, сталкинг может длиться гораздо дольше и порой сложно распознаваем, так как действия сталкера на начальных этапах могут казаться безобидными и даже дружелюбными. Однако при отсутствии взаимного согласия сталкинг перерастает в форму психологического насилия и вторжения в личное пространство жертвы.
Сходство этих явлений выражается, прежде всего, в их вредоносном характере. И буллинг, и сталкинг оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние жертвы, приводя к стрессу, депрессии, чувству тревоги и даже страху за свою безопасность. Агрессор в обоих случаях сознательно использует власть или чувство превосходства для того, чтобы подчинить или напугать жертву. Для жертв это часто заканчивается снижением самооценки, социальной изоляцией и даже травматическими психологическими последствиями. Оба этих феномена связаны с нарушением границ личности, будь то физические или эмоциональные, что делает жертву более уязвимой и бессильной.
Однако есть и различия, которые помогают понять сущностные черты каждого из этих проявлений агрессии. Буллинг, как правило, проявляется в общественных местах, среди групп или на рабочем месте, где агрессор стремится унизить жертву перед другими, укрепляя тем самым своё положение в коллективе. В случае буллинга агрессия направлена на то, чтобы вызвать чувство стыда и позора у жертвы. Сталкинг, напротив, часто имеет личный характер, а агрессор может находиться в постоянном наблюдении за жертвой, не ставя целью продемонстрировать своё поведение публично. Сталкеру важно вызвать чувство контроля и зависимости, а не унижение.
Социальные и психологические причины буллинга и сталкинга тоже различаются. В основе буллинга лежит стремление к доминированию, получению власти и контроля в группе. Социальные иерархии и страх быть исключенным из коллектива заставляют некоторых людей прибегать к агрессии, чтобы поднять свой статус или самооценку. Сталкинг же зачастую является проявлением патологической привязанности и желания контролировать другого человека. Сталкеры нередко испытывают дефицит самоконтроля, имеют психические расстройства или трудности в построении нормальных социальных связей.
Кроме того, сталкинг может представлять собой своеобразную форму навязчивого внимания, когда сталкер убежден, что их действия помогут привлечь внимание жертвы. В то время как буллинг основан на враждебности и открытом унижении, сталкинг чаще всего маскируется под заботу или интерес, что может сбивать жертву с толку и замедлять её реакцию на угрозу. Со временем сталкер начинает воспринимать свою жертву как объект, лишая её самостоятельности и права на личные границы.
С юридической точки зрения сталкинг часто считается более серьезным правонарушением, чем буллинг, поскольку он нарушает права на неприкосновенность частной жизни. Во многих странах существуют законы, запрещающие сталкинг и предоставляющие жертвам юридические средства защиты. Буллинг же, хотя и признается формой психологического насилия, редко становится предметом уголовного разбирательства, если только он не приводит к серьёзным физическим или психологическим последствиям. Однако обе формы агрессии наносят серьезный урон психическому здоровью жертв и требуют принятия мер защиты и профилактики.
Интересно, что современное общество начинает всё больше осознавать важность предотвращения и выявления случаев буллинга и сталкинга. В школах, на рабочих местах и в социальных сетях организуются кампании и программы, направленные на создание безопасной и поддерживающей среды. Например, на рабочих местах всё чаще применяются меры для предотвращения буллинга, такие как конфиденциальные линии помощи, тренинги по конфликтологии и система контроля за поведением сотрудников. В школах проводятся тренинги для учеников, объясняющие, что такое буллинг, и как можно предотвратить агрессивное поведение среди подростков. Законодательные меры, направленные на предотвращение сталкинга, включают в себя введение охранных ордеров и запрет на контакт, что помогает жертвам чувствовать себя более защищенными.
Таким образом, сталкинг и буллинг, несмотря на их различия, остаются серьёзной социальной проблемой. Понимание того, в чем заключается разница между сталкингом и буллингом, помогает лучше осознать их природу, а также разрабатывать более эффективные способы борьбы с этими формами насилия. Важно помнить, что психологическое воздействие на человека может быть столь же разрушительным, как и физическое насилие. Поэтому развитие культуры осознанности, обучения и поддержки как среди детей, так и среди взрослых является ключевым шагом к созданию общества, где люди чувствуют себя в безопасности и защищены от любых форм преследования и унижения.
Что такое буллинг — объясняем простыми словами
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.
Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).
Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.
Как выглядит буллинг в школе?
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:
- Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
- Жертва — тот, на кого направлено насилие.
- Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:
- словесные оскорбления;
- используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
- отбирают или портят вещи жертвы;
- заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
- толкают жертву, кидают в неё предметы.
Чем буллинг отличается от конфликтов?
Три главных отличия:
-
Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
-
Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
-
Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.
Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.
Чем буллинг отличается от розыгрышей?
Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:
-
Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
-
Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.
Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?
-
Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
-
Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
-
Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
-
Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
-
Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
-
Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
-
Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
-
Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.
Что делать, если мой ребёнок буллит других?
Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.
Агрессия возникает:
- из-за сложностей с коммуникацией,
- из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
- из-за давления учителей,
- из-за возрастного или личностного кризиса.
В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.
Что поможет:
-
Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
-
Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
-
Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
-
Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?
Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?
Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.
Что поможет:
-
Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
-
Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
-
Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.
Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.
Формы кибербуллинга:
-
Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
-
Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
-
Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
-
Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
-
Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.
Информация для родителей
-
Памятка «Родителям о психологической безопасности детей и подростков»
-
Памятка «Манипуляции в интернете: фейки, ложь, недостоверная информация»
-
Памятка «Опасные сообщества цифрового мира: как избежать сетевой манипуляции»
-
Памятка «Общение с незнакомцами онлайн: почему это опасно. Агрессоры в цифровом мире»
Информация для обучающихся
-
Руководство для подростков про буллинг «Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других»
-
Информационный букет для обучающегося «Социально-психологическое тестирование»